Веер – предмет коллекций историков моды и ценителей антиквариата. Несколько веков назад он рассказывал о статусе его владелицы. Опахало были известны на Востоке ещё с глубокой древности и изготовлялись из пальмовых и лотосовых листьев. В Индии веер был атрибутом королевского положения, а в Японии — символом военной власти. В Европу складные веера были завезёны в начале XVII века сначала иезуитами, а затем и торговцами, которые селились на побережье Китая. Западные мастера очень скоро научились их делать сами... |
Tassenmuseum Hendrikje появился примерно 30 лет назад когда торговавшая, в ту пору, антиквариатом жительница Амстелвеена (Amstelveen) Хендрикъе Иво (Hendrikje Ivo), занимавшейся коллекционированием более чем тридцать пять лет, купила в Англии маленькую антикварную сумочку из панциря черепахи, отделанную перламутром. Сумочка была произведена в Германии в 1820 году. Интерес Хендрикъе к истории этой первой сумки породил страсть к коллекционированию сумок, кисетов, кошельков, чемоданов, и прочих аксессуаров. Когда коллеция достигла тысячи экземпляров она решила показать её публике. Поначалу музей существовал в двух залах виллы в Амстелвеене, но по мере её роста, супруги Хендрикъе стали подыскивать новое место и с июня 2007 года музей располагается в патриархальном здании XVII века, выходящем на самый престижный в Амстердаме канал Херенграхт (Herengracht) 1664 года. |
Сегодня в музейной экспозиции насчитывается более четырех тысяч экспонатов и это самое большое подобное собрание в мире. Самые старые из них относятся к началу XVI века.... Веер (из нем. Facher) — небольшое, как правило, складное опахало для овевания лица, шеи и плеч. Первые сведения о появлении веера в Китае относятся к VIII—II векам до нашей эры. Это были своеобразные опахала с деревянной ручкой и перьями. Со временем этот предмет совершенствовался, появлялись разные виды вееров: на ручке в рамке натянутые овальные или круглые полотна из тонкой специальной бумаги, различных материалов, а также веера из тростника и лотоса. В императорском дворце веера украшались шелковыми вышивками — картинками, каллиграфией. И наконец — опахала-веера были привезены в подарок японскому императору и так пришлись ко двору, что вскоре вся знать уже пользовалась этим удобным изысканным предметом. Многие коронованные особы знали в них толк, в частности Елизавета I Тюдор, прозванная "покровительницей вееров": |
В эпоху барокко веер стал настоящим предметом роскоши. В 1660-е годы "Французская гильдия" по изготовлению опахал процветала и её статус "поставщика двора" был подтверждён самим королём |
Украшенные миниатюрами, сделанные из панциря черепахи, эбенового дерева, бумаги, ткани, кружева, декорированные слоновой костью, драгоценными металлами и камнями, перламутром и перьями страуса – одни из самых особенных моделей вееров создавались в Европе XVI-XX вв |
В эпоху рококо веер превратился из изящной игрушки и "знакового предмета" аристократки, в орудие флирта и продуманного дамского кокетства. Более того — теперь он стал доступен и представительницам буржуазии. Однако умение правильно пользоваться веером было по-прежнему присуще только аристократкам. И то в разной степени: недаром знаменитая писательница рубежа XVIII—XIX веков Жермена де Сталь утверждала, что по манере держать веер можно отличить |
Искусство флирта при помощи веера достигло такой степени, что придворные дамы могли объясняться с кавалерами при помощи…одного только веера! Так, если дама касалась открытым веером губ и сердца, она говорила: "Ты мой идеал". Если же прикладывала веер правой рукой к левой щеке, то, увы, она давала понять, что ухаживания бесполезны. В конечном итоге, возник настоящий язык веера, который наряду с языком мушек позволял женщине вести любовную интригу, не прибегая к словам и письмам, могущим её изобличить. |
В современной нам жизни веер является, скорее, аксессуаром модных дефиле, нежели предметом быта, но... |